Гипердинамический синдром симптомы и лечение

гипердинамический синдром симптомы и лечение

Гипердинамический синдром (синонимы: гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания (СДВ), синдром дефицита внимания на фоне гиперактивности) — устойчивое проявление невнимательности при общей симптоматике гиперактивности и импульсивности. Подобные проявления состояний и эмоций являются нормальными, если являются соответствующей, логической и адекватной реакцией на внешние раздражители. В случае гипердинамического синдрома подобные явления более частые и яркие, чем должны быть у лиц с сопоставимым уровнем развития.

Десятый пересмотр Международной классификации болезней использует термин «гиперкинетическое расстройство» для более узкого диагноза, при котором должны присутствовать все три симптома — дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность.

Содержание

Эпидемиология и сопутствующие заболевания

  • Распространенность гипердинамического синдрома, по различным оценкам, затрагивает около 2,4% детей во всем мире.
  • Заболевание наиболее часто диагностируется у детей в возрасте 3-7 лет. У более старших детей и взрослых, болезнь проявляется гораздо реже.
  • Синдром чаще диагностируется у мальчиков.
  • Гипердинамический синдром чаще наследуется по первой степени родства. Исследования среди близнецов предполагают существенный генетический вклад. Определен ряд генов, которые, как считается, имеют незначительный эффект в развитии болезни, например, DRD4 и DRD5.
  • Гипердинамический синдром — нередкое заболевание среди детей-инвалидов. Другие факторы риска включают в себя акушерские осложнения и семейные стрессы.

Кроме соответствующей клинической картины, синдром чреват следующими отклонениями в поведении и развитии:

  • Членовредительство, предрасположенность к созданию аварийных ситуаций на дороге и других несчастных случаев, злоупотребление психоактивными веществами, преступность, тревожное состояние и академическая неуспеваемость.
  • Гипердинамический синдром у детей является частью спектра расстройств, 70% из которых отражаются как обобщенные или специфические трудностей обучения, например, дислексия, языковые расстройства, аутизм, диспраксия, синдром Жиля де ла Туретта и подобные. Оппозиционное мышление и расстройства поведения присутствует у большинства детей с подобными заболеваниями.

Клиническое проявление и диагностика

Пациенты, страдающие гипердинамическим синдромом, являют собой постоянный образец невнимательности, гиперактивности и импульсивности, что препятствует развитию и характеризуется:

  • Невнимательностью.

Для уточнения невнимательности необходимо наличие шести или более из нижеперечисленных симптомов у детей в возрасте до 16 лет, либо пяти или более — для лиц в возрасте от 17 лет. Симптомы невнимательности должны присутствовать, по крайней мере шесть месяцев. К таковым относят:

  1. Пациенту не удается уделить пристальное внимание к деталям, что заставляет его делать небрежные ошибки в школьных трудах, в профессиональном или другом виде деятельности.
  2. Больной не способен сохранить концентрацию на своей задаче, в игровой деятельности в том числе.
  3. Создается впечатление, что ребенок не слышит, что ему говорят.
  4. Пациент часто не следует инструкции и не заканчивает школьные, хозяйственные дела или свои обязанности на рабочем месте.
  5. Часто имеет проблемы, связанные с организацией задач и мероприятий.
  6. Избегает, не любит, или не хочет выполнять задачи, которые требуют умственных усилий в течение длительного периода времени, например, школьных домашних заданий.
  7. Часто теряет вещи, необходимые для задач и мероприятий, например, школьные задания, карандаши и ручки, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны.
  8. Легко отвлекается на всякие глупости.
  9. Часто забывает о важных мелочах в повседневной деятельности.
  • Гиперактивность и импульсивность.

Также должны присутствовать минимум полгода шесть или более следующих симптомов гиперактивности и импульсивности у детей в возрасте до 16 лет или пять у взрослых:

  1. Часто ерзает на месте, совершает нелогичные движения руками или ногами в любом положении тела.
  2. Часто оставляет ситуации, когда требуется ожидание.
  3. Проявляет чувство повышенного беспокойства, когда требуется повышенное внимание.
  4. Ребенок не в состоянии принимать участие в развлекательных мероприятиях.
  5. При наблюдении за пациентом, создается ощущение, что это робот, бесконечно действующий от заведенного ключа.
  6. Часто чрезмерно говорит не умолкая.
  7. Выпаливает ответ, прежде чем вопрос будет завершен.
  8. Прерывает других, злоупотребляет вниманием к себе в разговорах или играх.

Кроме того, для постановки диагноза на гипердинамический синдром должны быть выполнены следующие условия:

  • Несколько из вышеперечисленных симптомов присутствуют в возрасте до 12 лет.
  • Основные признаки проявляются одинаково в различных ситуациях, например, дома, в школе, на работе, с друзьями или родственниками и так далее.
  • Существует явное свидетельство, что симптомы мешают или понижают качество социальной или профессиональной деятельности, школьному труду.
  • Симптомы не являются признаками шизофрении или другого психотического расстройства, например, расстройство настроения, тревожное, диссоциативные расстройства или расстройства личности.

Гипердинамический синдром следует рассматривать во всех возрастных группах. Диагноз должен быть поставлен только специалистом психиатром, педиатром или другим врачом, имеющим соответствующую подготовку и знания в диагностике подобных поведенческих нарушений.

Диагноз должен быть основан на полной клинической и психосоциальной оценке. Необходимо анализировать поведение и симптомы в различных областях и найти их отражение в повседневной жизни пациента. Также на адекватной оценке анамнеза, отчетов наблюдателей и наблюдении за психическим состоянием.

Должны учитываться потребности человека, сосуществующие социальные, семейные, образовательные или профессиональные обстоятельства и физическое здоровье. Для детей особенно полезна оценка их родителей или лиц, осуществляющих уход и воспитание. Определении тяжести и вреда от поведенческих расстройств, воздействующих на самого ребенка и его родителей. Обязательно должны учитываться потребности пациента и лиц его окружающих.

При подозрении на гипердинамический синдром необходимо исключить:

  • Ряд условий, таких как заболевания щитовидной железы, беспокойство, депрессия и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.
  • Применение стероидов, антигистаминных, противосудорожных препаратов, бета-агонистов, кофеина, никотина.

Гипердинамический синдром — лечение

Фармакологические средства для детей назначают в случае наличия тяжелых и стойких симптомов гипердинамического синдрома, когда диагноз был подтвержден специалистом. Детей с умеренными симптомами можно лечить с помощью стимуляторов ЦНС, если психологические вмешательства оказались безуспешными или недоступными. Лечение часто необходимо продолжать в подростковом возрасте, и, возможно, потребуется продолжение терапии в зрелом возрасте.

Медикаментозное лечение синдрома должно быть частью комплексной программы лечения. Пульс, артериальное давление, психиатрические симптомы, аппетит, вес и рост должны быть зафиксированы в начале терапии, и указываться после каждой регулировки дозы, и через каждые шесть месяцев лечения.

Использование препаратов, как правило, не рекомендуется для детей дошкольного возраста, для которых программы психологической поддержки являются способами терапии первого ряда. У детей школьного возраста с тяжелыми признаками гипердинамического синдрома, медикаментозное лечение является основным методом терапии. Немаловажно участие родителей в поддержании лечения.

Все мы встречали детей, про которых говорят: «катастрофа», «группа риска», «шило в попе», «ураган» и проч. Эти ребята не могут долго сидеть на месте, им нужно всё время куда-то спешить, что-то хватать, задавать миллион вопросов, не давая даже возможности собеседнику на них ответить. Они требуют к себе повышенного внимания, не слушаются старших, перебивают, болтают без умолку, зачастую вызывая у окружающих раздражение и даже негатив. Что же это такое? Плохое воспитание? Избалованность и вседозволенность? Педагогическая запущенность? Сложный характер? Любой вариант имеет право на существование. Но далеко не всегда ребёнок или его родители виноваты в таком поведении, и причина его может скрываться гораздо глубже.

В наше время мы всё чаще сталкиваемся с такими понятиями, как «гиперактивность» и «синдром дефицита внимания». Это проявления гипердинамического синдрома – поведенческого расстройства развития. Встречается у детей от 1.6 до 15 лет, у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек. Как правило, к 15 годам постепенно сглаживается.

Причины гипердинамического синдрома

Причины возникновения этого расстройства до сих пор точно не выявлены. Большинство специалистов склоняется к тому, что появляется оно из-за минимальной мозговой дисфункции, которая может быть вызвана травмированием головного мозга в пренатальный период (например, внутриутробная гипоксия плода), во время тяжёлых либо стремительных родов, экстренного кесарева сечения или уже после рождения (травмы головы в период формирования мозга – до 12 лет). В результате травматического воздействия некоторые клетки головного мозга перестают работать, и их функции берут на себя другие клетки, из-за чего нервная система постоянно перегружена. Ребёнку приходится расходовать вдвое больше энергии – для нормального развития и для компенсации мозговой дисфункции. Также к причинам возникновения относят наследственность, психологическую обстановку в семье и проблемы с экологией.

Основные симптомы гипердинамического синдрома:

  • гиперактивность – чрезмерная двигательная активность, суетливость, повышенная тревожность, беспокойство, беспорядочные непроизвольные движения. Такая бестолковая кипучая деятельность приводит к переутомлению, которое выражается в ещё большем перевозбуждении. Это часто влечёт за собой нарушения сна;
  • дефицит внимания – ребёнок испытывает сложности с концентрацией внимания. Ему трудно надолго сосредоточиться на чём-то одном, особенно если это для него не слишком интересно. Это не значит, что такого ребёнка совсем невозможно чем-то увлечь, напротив, если занятие ему по душе, он может даже погрузиться в него на несколько часов. Проблема в том, что в жизни далеко не всегда удаётся заниматься только тем, что нравится, поэтому ребёнку, имеющему нарушения внимания, приходится тяжело. Высидеть целый урок, решать задачи и примеры по определённому алгоритму, подчиняться общепринятым правилам и инструкциям для него мучительно;
  • импульсивность – ребёнок сначала делает, потом думает (отвечает на вопрос, не дослушав его до конца, может без разрешения вскочить и куда-то побежать, потому что его что-то заинтересовало, даже если это происходит во время школьного урока). Импульсивный ребёнок не может уложить свои действия в жёсткие рамки правил поведения, он страдает от частых перепадов настроения, бывает вспыльчив и даже агрессивен.

Так как чаще всего гипердинамический синдром является следствием неврологических проблем, многие дети страдают от нарушений координации (например, испытывают сложности при завязывании шнурков, раскрашивании, имеют проблемы с равновесием, зрительно-пространственной координацией). Кроме того, у 66% наблюдаются такие расстройства, как дислексия и дисграфия, у 61% — дискалькулия. Также имеют место задержки речевого, психоречевого развития и заикание.

Итак, гиперактивный ребёнок – это вечный двигатель. Большинство учёных пришли к мнению, что до 5 лет ставить диагноз «гипердинамический синдром» нельзя. Однако заподозрить склонность к гиперактивности можно ещё в младенческом возрасте, когда малыш каким-то невообразимым способом умудряется выпутываться из пелёнок, в которые его только что заботливо запеленали, слишком быстро перебирает игрушки (хватает одну, тут же бросает, берёт другую только для того, чтобы тут же выбросить), часто беспричинно плачет, плохо спит. Такие дети зачастую раньше сверстников садятся, начинают ползать, ходить (вернее будет сказать, сразу бегать), говорить (чаще всего слишком быстро и неразборчиво). Когда гиперактивный малыш начинает передвигаться по квартире, родителям приходится все свои силы пустить на то, чтобы уберечь его от травм, а мебель и предметы быта — от разрушения. Именно эти дети чаще других опрокидывают комоды, стаскивают со стола скатерти вместе с посудой, собирают головой все косяки и углы в квартире, застревают между прутьями кроватки, вываливаются из манежа, носятся, как угорелые, теряются на улице и в общественных местах, убегают, могут резко выскочить на дорогу под колёса машины. Характерно, что такие дети не делают выводов из собственных ошибок (если уже падал с высокой горки или качели, не задумываясь, полезет туда снова). Часто имеют проблемы в общении, причём не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми, из-за свойственной импульсивности бывают вспыльчивы, но при этом не злопамятны (ребёнок может в порыве гнева разломать игрушку или толкнуть, но обиду долго держать не будет и через некоторое время станет вести себя как ни в чём не бывало). Дети с гипердинамическим синдромом часто кажутся взрослым эгоистичными, навязчивыми и грубыми. Но это не так. Им просто трудно сконцентрироваться, чтобы проанализировать эмоциональное состояние других людей (то есть они не думают, что могут расстроить, обидеть, вызвать раздражение у собеседника, им не хватает для этого внимания).

Чтобы облегчить жизнь гиперактивного ребёнка, необходимо следовать несложным правилам, а именно:

  • выработать чёткий режим дня;
  • стараться меньше ругать;
  • разработать правила поведения (например, ввести систему поощрений и штрафов);
  • чаще хвалить;
  • учить правильно распределять силы;
  • беречь от переутомления:
  • меньше требовать;
  • давать возможность выплеснуть энергию в активных играх;
  • приучать к пассивным играм;
  • поддерживать благоприятный психологический климат в семье.

Если вы замечаете за своим ребёнком подобное поведение, на него часто жалуются воспитатели или педагоги, и вы начинаете подозревать у него наличие гипердинамического синдрома, не нужно пытаться ставить диагнозы самостоятельно, необходимо обратиться к специалистам (неврологу и детскому психологу).

Лечение детей с гипердинамическим синдромом

Детям с гипердинамическим синдромом или с подозрениями на него показана консультация нескольких специалистов. В нашем центре существует услуга «Психолого-педагогический консилиум», которая обеспечивает системный, всесторонний подход к проблеме клиента. Для коррекции поведения гиперактивных детей, а также для устранения сопутствующих вторичных расстройств (дисграфия, дислексия, речевые расстройства, нарушения внимания, познавательной деятельности и проч.) требуется помощь психолога/нейропсихолога, дефектолога и логопеда. На первичной консультации специалисты совместно проводят беседу с ребёнком и интервью с родителями, в ходе которого выявляют наличие гипердинамического синдрома и его тип (смешанный, с преобладанием гиперактивности либо с яркой выраженностью дефицита внимания). После этого разрабатывается стратегия коррекции поведения. Также, как правило, клиенту дают направление к неврологу, который со своей стороны проводит диагностику и при необходимости назначает медикаментозное или физиотерапевтическое лечение в зависимости от сложности ситуации.

Работа с родителями

Воспитание детей с гипердинамическим синдромом – процесс непростой, многие родители теряются, у них опускаются руки, пропадает вера в себя, поэтому им тоже не помешает помощь психолога. Специалист научит их правильному поведению с гиперактивным ребёнком, подскажет, как его воспитывать, общаться с ним, избегать конфликтов и стрессов. Важно выработать грамотную педагогическую стратегию для того, чтобы чётко организовать жизнь ребёнка, режим его дня, помочь ему адаптироваться в социуме.

Работа с гиперактивными детьми

Консультации у детского психолога помогут ребёнку повысить самооценку, обрести веру в себя, развить навыки социального поведения, снизят тревожность, научат самоконтролю. Общение со специалистом обеспечит атмосферу необходимого понимания и сопереживания вместо привычной критики и ругани. Психолог поможет гиперактивному малышу снять напряжение, научит расслабляться посредством таких методик, как арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия. Кроме того, нейропсихолог проводит нейрокоррекцию.

Так как детям с гипердинамическим синдромом из-за их импульсивности сложно усваивать информацию, и часто у них развиваются вторичные нарушения (внимания, речи, познавательной деятельности и проч.), им необходима помощь сразу нескольких специалистов: детского психолога, дефектолога и логопеда. Их совместная работа направлена на формирование у ребёнка привычки к усвоению, переработке информации и применению полученных знаний и навыков на практике. Особенно важна эта работа в рамках подготовки детей к школе. Поэтому специалисты занимаются и с младшими школьниками для того, чтобы помочь им справиться со школьной программой; и с дошкольниками, чтобы подготовить их к школе и предотвратить развитие вторичных нарушений в процессе обучения.

Если Вы хотите записаться на психолого-педагогический консилиум или к одному из наших специалистов, позвоните по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

гипердинамический синдром симптомы и лечениеГипердинамический синдром

Гипердинамический синдром — проявление минимальной мозговой дисфункции. Гипердинамический синдром выражается в дефиците внимания и гиперактивности, и диагностируется, по разным данным, у каждого 5 — 10 ребенка. У мальчиков такое расстройство встречается в 5-6 раз чаще, чем у девочек.

Отчего он возникает? Мозг ребенка в пренатальный период или после рождения подвергся какому-то травматическому воздействию, из-за чего часть нервных клеток мозга не функционирует. Сразу же после травмы другие клетки мозга берут на себя функции плохо функционирующих клеток, но этот процесс занимает длительное время. Полностью компенсация заканчивается только к 14-15 годам.

До этого возраста ребенок вынужден тратить энергию и на нормальный процесс развития, и на компенсацию минимальной мозговой дисфункции. Вот почему ему труднее концентрироваться и развиваться, чем детям без гипердинамического синдрома. Чем большему количеству стрессов подвергается ребенок, тем большей нагрузке подвергается его нервная система.

Гипердинамический ребенок выделяется среди сверстников чрезмерной бестолковой подвижностью. Обычно он отличается подвижностью уже с пеленок. Его нельзя оставить на пеленальном столе, он выпутывается из пеленок. Такой ребенок может кричать всю ночь, у него наблюдаются нарушения сна.

С гипердинамическими детьми часто случаются неприятные инциденты: они отовсюду падает, роняют на себя тяжелые предметы, опрокидывают на себя горячие кастрюли. Говорить они часто начинают раньше сверстников, но произносят слова так быстро, что они никому непонятны, так как не выговаривают половину звуков.

Дети с гипердинамическим синдромом не делают выводов из своих ошибок: упав с какого-то предмета, они могут завтра снова на него залезть. Им трудно сопротивляться искушению, даже если они знают по опыту, что все это плохо для них закончится. Они часто теряются, убегают от родителей, ведомые каким-то интересом.

Они часто выглядят для взрослых эгоистичными, потому что не считаются с другими людьми, однако нужно понимать, что оценка эмоционального состояния других людей — сложная задача, и у гипердинамических детей просто не хватает на это внимания. Чтобы помочь им в этом, нужно каждый раз говорить о том, что вы чувствуете и почему.

Люди, окружающие такого ребенка, почти всегда думают, что он может измениться, если как следует постарается и возьмет себя в руки. Но это не так. Гипердинамический ребенок часто старается сделать все правильно, но у него ничего не получается. От этого его самооценка падает, отчего его трудности только усугубляются. Чем больше такого ребенка ругают, тем в большем стрессе он живет, и тем хуже у него дела.

Из-за этого ребенок может смириться со своим статусом хулигана, попасть в дурную компанию, заниматься различными проделками или принимать наркотики. Или поверить в то, что он тупой и неправильный и перестать стараться что-либо делать, начать болеть и прогуливать школу.

Существует несколько подходов к лечению гиперактивности. Одни врачи настаивают на медикаментозном лечении (обычно прописываются ноотропил, пантогам, феназепам и диазепам). Другие понимают, что лекарственная терапия недостаточно эффективна и должна быть непрерывной (как только прекращается прием препаратов, симптомы возвращаются). Еще один способ лечения — биологическая обратная связь (следя за своей электроэнцефалограммой ребенок может изменять активность своего мозга).

Детская психотерапия является одним из способов лечения гипердинамического синдрома. Психолог может помочь ребенку повысить самооценку, поверить в свои силы (отчего стресс снижается, и сил на изменение поведения остается больше), освоить недостающие навыки в общении и развиваться в своем темпе, в атмосфере принятия, а не критики.

P.S. Если вам интересны статьи по детской психологии и ответы психолога на вопросы по детским проблемам, подпишитесь на новые записи нашего сайта.

Что такое гипердинамический синдром?

Данная группа поведенческих и эмоциональных расстройств проявляется обычно в очень раннем возрасте и характеризуется сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства в выполнении поставленных задач.

Оглавление:

  • Что такое гипердинамический синдром?
  • Гипердинамический синдром — ребенок-«ураган»
  • Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей
  • Клиническая картина гипердинамического синдрома и принципы его лечения
  • Эпидемиология и сопутствующие заболевания
  • Клиническое проявление и диагностика
  • Гипердинамический синдром — лечение
  • Детский психолог
  • Все о детской и подростковой психологии
  • Гипердинамический синдром
  • Что такое гипердинамический синдром?
  • Этот страшный диагноз — гипердинамический синдром

Причины, приводящие к подобным состояниям, точно пока неизвестны, но предполагается, что в основе гиперкинетического расстройства лежат микроорганические поражения головного мозга, которые вызваны либо внутриутробным кислородным голоданием плода, либо асфиксией плода в процессе родов, либо родовой микротравмой иного сорта. В этом случае в мозгу ребенка отсутствуют грубые органические повреждения, но есть множество микроповреждений коры и подкорковых структур. Часто такие нарушения подстерегают чрезмерно крупного или большеголового ребенка, ребенка, родившегося при затяжных или, наоборот, стремительных родах.

Основные признаки гипердинамического синдрома — это проявляющаяся с самых первых месяцев жизни ребенка двигательная расторможенность и отвлекаемость внимания. Гиперкинетических детей в младенчестве буквально не удержать в руках. Позже они часто бывают безрассудны и импульсивны, с ними нередко происходят несчастные случаи, они всегда находятся в списках злостных нарушителей дисциплины, хотя делают все совершенно несознательно, не желая ничего плохого. Главными поведенческими характеристиками таких детей являются недостаточная настойчивость в деятельности, требующей когнитивных усилий, тенденция переходить от одного дела к другому, не завершая ни одного из них. Все это происходит на фоне чрезмерной, плохо организованной и слабо регулируемой активности.

С гиперекинетическими расстройствами часто сочетаются и другие нарушения, такие, как социально расторможенные отношения со взрослыми, отсутствие нормальной осторожности и сдержанности, неумение играть в структурированные игры в коллективе сверстников, специфические расстройства в моторном и речевом развитии, а также трудности в чтении или другие школьные проблемы. Позднее у таких детей сравнительно часто проявляется асоциальное поведение, заниженная самооценка и нарушения развития чувства собственного достоинства.

Гиперактивные дети чрезмерно (относительно календарного возраста) нетерпеливы. Они могут бегать или прыгать вокруг, есть стоя, вскакивать с места, когда полагается сидеть, шуметь или болтать, когда надо соблюдать тишину.

Гипердинамичные дети не ходят, а бегают, доказывая что-то, не говорят, а кричат.

Они никогда не унывают, легко переносят наказания, поссорившись с кем-то, тут же идут мириться, легко дают всевозможные обещания и клятвы и так же легко их нарушают.

У таких детей много приятелей и знакомых, поскольку они очень контактны и общительны, но, как правило, с большим трудом складываются более глубокие и прочные дружеские отношения.

Родители, а впоследствии и воспитатели и учителя, безмерно устают от гипердинамичных детей, так как своими постоянными проказами и проступками они способны вывести из терпения кого угодно. Их постоянно одергивают, стыдят, воспитывают, но все это как бы пролетает мимо их ушей. Ребенок вроде бы все понимает и искренне раскаивается в совершенном, обещает, что больше не будет, и… буквально через пять минут все повторяется сначала.

Пик проявлений гипердинамического синдрома приходится на 5–7 лет, и именно в этом возрасте окружающим ребенка людям начинает казаться, что он в принципе невоспитуем…

Гипердинамический синдром — ребенок-«ураган»

Гипердинамический синдром (синонимы — гиперкинетический синдром, гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания) — наиболее часто выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Точные причины и происхождение этого синдрома до сих пор неизвестны.

Известно только, что мозг ребенка (как правило, новорожденного) получил слабые повреждения. Нервные клетки не восстанавливаются, но сразу же после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших. Одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка. И на процесс восстановления, и на процесс нормального возрастного развития нужна энергия. Следовательно, нервная система ребенка с гипердинамическим синдромом работает с двойной нагрузкой.

В нервной системе есть два основных процесса: возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у ребенка трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

У девочек синдром встречается значительно реже, чем у мальчиков. На пять-шесть мальчиков с гипердинамическим синдромом — всего одна девочка.

Это дети, у которых явно имеется «шило в заднице». Будучи младенцем, такой ребенок самым невероятным образом выпутывается из пеленок. Оставить такого младенца невозможно даже на минуту. Стоит только чуть зазеваться, как он обязательно как-нибудь извернется и свалится на пол. Исследование предметов у гипердинамического младенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребенок отбрасывает игрушку прежде, чем исследует ее свойства, тут же хватает другую только для того, чтобы спустя несколько секунд отбросить и ее. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

Активность гипердинамического младенца сокрушительна. Как только ребенок оказывается на полу, наступает новый этап, целью и смыслом которого становится уберечь жизнь и здоровье ребенка, а также семейное имущество от возможных повреждений.

У гипердинамических детей наблюдаются различные нарушения развития речи. Часто их никто не понимает, потому что они не произносят две трети звуков, заменяют слово «собака» словом «ва», а слово «самолет» — словом «силт». Все это требует длительной работы с логопедом.

Именно гипердинамические дети постоянно вертятся на уроках, отвлекаются, все роняют, теряют и забывают. На переменах именно они составляют эпицентр любой потасовки.

Еще одна особенность гипердинамических детей — они не учатся не только на чужих, но и на своих ошибках.

При общении с гипердинамическими детьми надо знать, что все их чувства достаточно поверхностны, их эмоции лишены объема и глубины. Если гипердинамический ребенок не корректирует своего поведения из-за недомогания матери или неприятностей отца, то он вовсе не бесчувственный эгоист, как может показаться с первого взгляда. Скорее всего, он просто не заметил всего вышеперечисленного. Оценка чувств и состояния других людей — сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания. А с этим у гипердинамического ребенка проблемы! Поэтому лучше просто сказать такому ребенку, что именно вы (или кто-то из окружающих) сейчас испытываете.

Ребенок не всегда чувствует социальные границы и дистанции, которые вроде бы должен осознавать по возрасту. При этом он не умеет строить глубокие дружеские отношения.

Интеллектуальные способности гипердинамического ребенка, как правило, вполне достаточные. Проблема в том, что он не может сосредоточиться. Сидеть на уроке, долго делать домашние задания он категорически не может.

С гиподинамическим синдромом могут быть связаны следующие проявления: задержка развития речи; заикание; тики; различные гиперкинезы; головные боли; нарушения сна; аллергодерматоз вне связи с каким-нибудь аллергеном; энурез; астматический бронхит; различные нарушения осанки; вегетативно-сосудистая дистония.

Для коррекции проявлений гипердинамического синдрома должен быть установлен жесткий режим дня. Регуляторные механизмы ребенка могут работать только в условиях максимальной упорядоченности. Если все идет по строго заведенному расписанию, постепенно мозг ребенка вырабатывает что-то вроде условного рефлекса.

Не стоит пытаться усадить ребенка. Если ребенок очень подвижный, то во время занятий он может ходить, ползать или даже бегать. Именно в движении гипердинамический ребенок легче усваивает информацию. Фиксация позы требует от него слишком большого напряжения.

Гипердинамический ребенок должен быть чем-то занят. Подойдут любые кружки, секции, студии, клубы. Если ребенок четыре раза в неделю занимается спортом, у него просто физически не останется времени, чтобы, болтаясь по улице, пристать к дурной компании. Гипердинамические дети склонны часто менять увлечения и соответствующие им кружки. Это следует принимать как должное. Главное — уберечь его от криминала, наркотиков. Риск девиантного (отклоняющегося) поведения у гипердинамических подростков в 6—8 раз выше, чем у их обычных сверстников.

Особенности гипердинамического ребенка надо учитывать при выборе профессии. Часто такие дети хотят получать профессию, которая не устраивает родителей. Но, может быть, она подходит ребенку? Ведь ясно, что бухгалтер или диспетчер из него не получится. А вот профессиональным военным, живущим по строгому распорядку и в условиях, позволяющих не сидеть на одном месте, он вполне может стать.

Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. — Екатеринбург, 2007.

Гиподинамический и гипердинамический синдром у детей

2. Гипердинамический синдром………………………………….……………. 6

4. Помощь при гипердинамическом синдроме………………………………….11

5. Помощь при гиподинамическом синдроме.…………………………………..14

С каждым годом все большему количеству детей ставится диагноз ММД.

ММД — полное наименование минимальная мозговая дисфункция. В эту категорию рекомендовано относить детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, но с нормальным интеллектом и легкими неврологическими нарушениями, которые не выявляются при стандартном неврологиче­ском обследовании, или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций.

Отечественные ученые определяют ММД следующим образом:

Сборная группа различных по этиологии (происхождению), патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний. Характерными признаками ее является повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные (рассеянные) легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения.

Это определение, разумеется, далеко от совершенства, но на основании всего вышесказанного мы уже можем выделить некоторые понятные для родителей, узловые моменты:

1. ММД — это исход легкого органического поражения головного мозга.

2. На фоне этого поражения могут наблюдаться различные неврологические симптомы и невротические реакции.

3. В школьном возрасте могут иметь место специфические сложности с учебой и поведением.

И наконец, то, что нас интересует — гипердинамический и гиподинамический синдромы у детей.

Гипердинамический синдром — одно из наиболее часто встречающихся проявлений ММД. У детей в основном выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Точные причины и происхождение этого синдрома ученым, увы, до сих пор неизвестны. В настоящее время существует ряд более или менее обоснованных предположений (гипотез) по этому вопросу. Ряд исследователей полагает, что в случае гипердинамического синдрома мы имеем дело только с последствиями родовой травмы. Другие считают, что наряду с возможной травмой имеются и нарушения биохимического баланса в центральной нервной системе. Группа петербургских врачей выдвигает предположение, что ключ к этому распространенному заболеванию лежит в нарушении кровообращения головного мозга.

Для родителей гораздо важнее не высоконаучные дискуссии специалистов и не физиологическо-биохимические сложности. Им важно понять, что именно происходит с ребенком, которому поставили диагноз гипердинамический синдром. Попробуем объяснить.

1. По тем или иным причинам мозг ребенка (как правило, новорожденного) получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не функционирует.

2. Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, но сразу же после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс вос становления.

3. Одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка. Он учится сидеть, ходить, говорить и т. д. И на процесс восстановления (Е1), и на процесс нормального возрастного развития (Е2) нужна энергия. Следовательно, с самого начала нервная система нашего ребенка с гипердинамическим синдромом работает с двойной нагрузкой (Е1 + Е2).

4. При возникновении стрессовых ситуаций, длительного напряжения (например, подготовка к годовой контрольной или тестированию в престижную гимназию) или после соматических заболеваний (ЕЗ) у гипердинамического ребенка может наступать ухудшение невро логического состояния, усиливаться нарушения поведения и проблемы с обучением. На все вышеперечисленное тоже нужна энергия, и нервная система не справляется с этой еще возросшей нагрузкой (Е1 + Е2 + ЕЗ).

5. В нервной системе есть два основных процесса — возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у нашего ребенка трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

6. При благополучном развитии событий рано или поздно функции всех пораженных клеток будут «разобраны» другими, здоровыми клетками, нужные связи восстановлены (обычно это происходит к 14—15 го дам). Процесс «восстановления хозяйства» завершен, и ребенок (подросток) ничем более не отличается от своих здоровых сверстников. На научном языке этот процесс называется реконвалесценция (обратное развитие) синдрома.

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с гипердинамическим ребенком, это его чрезмерная по отношению к календарному возрасту и какая-то «бестолковая» подвижность.

Будучи младенцем, такой ребенок самым невероят­ным образом выпутывается из пеленок. Только что младенчика упаковали, положили в аккуратненько застеленную кроватку, накрыли одеяльцем. Вроде заснул. Не прошло и часа, как одеяльце смято и скомкано, пеленки валяются сбоку, а сам ребенок, голый и довольный, ле­жит либо поперек кровати, либо вообще ногами на подушке.

Оставить такого младенца на пеленальном столе или на диване невозможно даже на минуту с самых первых дней и недель его жизни. Стоит только чуть зазеваться, как он обязательно как-нибудь извернется и с глухим стуком свалится на пол. Впрочем, как правило, все последствия ограничатся громким, но коротким воплем.

Не всегда, но достаточно часто у гипердинамических детей наблюдаются те или иные нарушения сна. Ребенок может всю ночь вопить, требуя укачивания, хотя вроде бы и пеленки сухие, и поел недавно, и температуры нет. Может спокойно «гулять» с трех ночи до восьми утра,

Потом спать до шести вечера. Может спать не больше трех часов кряду, изматывая мать бесконечными пробуждениями и короткими, но яростными периодами активности. Причем все описанные сложности могут наблюдаться в разное время у одного и того же младенца. Рационально объяснить их (режутся зубки, болит животик и т.д.) обычно не удается ничем, кроме взаимного расположения звезд.

Иногда наличие гипердинамического синдрома можно предположить у младенца, наблюдая за его активностью по отношению к игрушкам и другим предметам (правда, сделать это может только специалист, который хорошо знает, как манипулируют предметами обычные дети такого возраста). Исследование предметов у гипердинамического младенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребенок отбрасывает игрушку прежде, чем исследует ее свойства, тут же хватает другую (или несколько сразу) только для того, чтобы спустя несколько секунд отбросить и ее. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

Как правило, моторные навыки у гипердинамических детей развиваются в соответствии с возрастом, часто даже опережая возрастные показатели. Гипердинами­ческие дети раньше других начинают держать головку, переворачиваться на живот, сидеть, вставать на ножки, ходить и т. д. В манеже такого ребенка обычно не удержать. Именно эти дети просовывают головки между прутьями кроватки, застревают в манежной сетке, запутываются в пододеяльниках и быстро и сноровисто научаются снимать все, что на них надевают заботливые родители.

При наличии возможности, ползать эти дети начинают раньше, чем ходить, иногда просто фантастически рано. Как только гипердинамический ребенок оказывается на полу, в жизни семьи наступает новый, чрезвычайно ответственный этап, целью и смыслом которого становится уберечь жизнь и здоровье ребенка, а также семейное имущество от возможных повреждений. Активность гипердинамического младенца неостановима и со­крушительна. Иногда у родных создается впечатление, что он действует круглые сутки, практически без перерыва.

Нет такого шкафа, который гипердинамический ребенок не сумел бы открыть, нет такого дивана, стула или стола, на который он не сумел бы взобраться (а потом упасть оттуда). Именно эти дети в возрасте от года до двух — двух с половиной лет стаскивают на пол скатерти со столовым сервизом, роняют телевизоры и новогодние елки, засыпают на полках опустошенных платяных шкафов, без конца, несмотря на запреты, открывают газ и воду, а также опрокидывают на себя кастрюли с содержимым различной температуры и консистенции.

Совершив очередную каверзу или разрушительное деяние, гипердинамический ребенок сам искренне расстроен и совершенно не понимает, как это получилось.

Довольно часто у гипердинамических детей наблюдаются различные нарушения развития речи. Некоторые начинают говорить позже сверстников, некоторые вовремя или даже раньше, но вот беда — их никто не понимает, потому что они не произносят две трети звуков русского языка, заменяют слово «собака» словом «ва», а слово «самолет» словом «силт». Непрерывная болтовня таких детей с «кашей во рту» очень утомительна для окружающих и требует вмешательства логопеда. Иногда, впрочем, родители научаются сносно понимать их «язык» и очень удивляются и даже обижаются, что в садике или в поликлинике никто ребенка не понимает.

Гипердинамические дети с самого начала не ходят, а бегают. Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги на ногу или подпрыгивают на месте.

Еще одна особенность гипердинамических детей — они не учатся не только на чужих, но даже на своих ошибках. Ребенок на детской площадке гулял с бабушкой, залез на высокую лесенку, не мог слезть. Пришлось просить ребят-подростков снять его оттуда. Ребенок явно испугался, на вопрос: «Ну что, будешь теперь на эту лесенку лазить?» — истово отвечает: «Не буду!» На следующий день на той же детской площадке он первым делом бежит к той самой лесенке.

Клиническая картина гипердинамического синдрома и принципы его лечения

Гипердинамический синдром (синонимы: гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания (СДВ), синдром дефицита внимания на фоне гиперактивности) — устойчивое проявление невнимательности при общей симптоматике гиперактивности и импульсивности. Подобные проявления состояний и эмоций являются нормальными, если являются соответствующей, логической и адекватной реакцией на внешние раздражители. В случае гипердинамического синдрома подобные явления более частые и яркие, чем должны быть у лиц с сопоставимым уровнем развития.

Десятый пересмотр Международной классификации болезней использует термин «гиперкинетическое расстройство» для более узкого диагноза, при котором должны присутствовать все три симптома — дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность.

Эпидемиология и сопутствующие заболевания

  • Распространенность гипердинамического синдрома, по различным оценкам, затрагивает около 2,4% детей во всем мире.
  • Заболевание наиболее часто диагностируется у детей в возрасте 3-7 лет. У более старших детей и взрослых, болезнь проявляется гораздо реже.
  • Синдром чаще диагностируется у мальчиков.
  • Гипердинамический синдром чаще наследуется по первой степени родства. Исследования среди близнецов предполагают существенный генетический вклад. Определен ряд генов, которые, как считается, имеют незначительный эффект в развитии болезни, например, DRD4 и DRD5.
  • Гипердинамический синдром — нередкое заболевание среди детей-инвалидов. Другие факторы риска включают в себя акушерские осложнения и семейные стрессы.

Кроме соответствующей клинической картины, синдром чреват следующими отклонениями в поведении и развитии:

  • Членовредительство, предрасположенность к созданию аварийных ситуаций на дороге и других несчастных случаев, злоупотребление психоактивными веществами, преступность, тревожное состояние и академическая неуспеваемость.
  • Гипердинамический синдром у детей является частью спектра расстройств, 70% из которых отражаются как обобщенные или специфические трудностей обучения, например, дислексия, языковые расстройства, аутизм, диспраксия, синдром Жиля де ла Туретта и подобные. Оппозиционное мышление и расстройства поведения присутствует у большинства детей с подобными заболеваниями.

Клиническое проявление и диагностика

Пациенты, страдающие гипердинамическим синдромом, являют собой постоянный образец невнимательности, гиперактивности и импульсивности, что препятствует развитию и характеризуется:

Для уточнения невнимательности необходимо наличие шести или более из нижеперечисленных симптомов у детей в возрасте до 16 лет, либо пяти или более — для лиц в возрасте от 17 лет. Симптомы невнимательности должны присутствовать, по крайней мере шесть месяцев. К таковым относят:

  1. Пациенту не удается уделить пристальное внимание к деталям, что заставляет его делать небрежные ошибки в школьных трудах, в профессиональном или другом виде деятельности.
  2. Больной не способен сохранить концентрацию на своей задаче, в игровой деятельности в том числе.
  3. Создается впечатление, что ребенок не слышит, что ему говорят.
  4. Пациент часто не следует инструкции и не заканчивает школьные, хозяйственные дела или свои обязанности на рабочем месте.
  5. Часто имеет проблемы, связанные с организацией задач и мероприятий.
  6. Избегает, не любит, или не хочет выполнять задачи, которые требуют умственных усилий в течение длительного периода времени, например, школьных домашних заданий.
  7. Часто теряет вещи, необходимые для задач и мероприятий, например, школьные задания, карандаши и ручки, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны.
  8. Легко отвлекается на всякие глупости.
  9. Часто забывает о важных мелочах в повседневной деятельности.
  • Гиперактивность и импульсивность.

Также должны присутствовать минимум полгода шесть или более следующих симптомов гиперактивности и импульсивности у детей в возрасте до 16 лет или пять у взрослых:

  1. Часто ерзает на месте, совершает нелогичные движения руками или ногами в любом положении тела.
  2. Часто оставляет ситуации, когда требуется ожидание.
  3. Проявляет чувство повышенного беспокойства, когда требуется повышенное внимание.
  4. Ребенок не в состоянии принимать участие в развлекательных мероприятиях.
  5. При наблюдении за пациентом, создается ощущение, что это робот, бесконечно действующий от заведенного ключа.
  6. Часто чрезмерно говорит не умолкая.
  7. Выпаливает ответ, прежде чем вопрос будет завершен.
  8. Прерывает других, злоупотребляет вниманием к себе в разговорах или играх.

Кроме того, для постановки диагноза на гипердинамический синдром должны быть выполнены следующие условия:

  • Несколько из вышеперечисленных симптомов присутствуют в возрасте до 12 лет.
  • Основные признаки проявляются одинаково в различных ситуациях, например, дома, в школе, на работе, с друзьями или родственниками и так далее.
  • Существует явное свидетельство, что симптомы мешают или понижают качество социальной или профессиональной деятельности, школьному труду.
  • Симптомы не являются признаками шизофрении или другого психотического расстройства, например, расстройство настроения, тревожное, диссоциативные расстройства или расстройства личности.

Гипердинамический синдром следует рассматривать во всех возрастных группах. Диагноз должен быть поставлен только специалистом психиатром, педиатром или другим врачом, имеющим соответствующую подготовку и знания в диагностике подобных поведенческих нарушений.

Диагноз должен быть основан на полной клинической и психосоциальной оценке. Необходимо анализировать поведение и симптомы в различных областях и найти их отражение в повседневной жизни пациента. Также на адекватной оценке анамнеза, отчетов наблюдателей и наблюдении за психическим состоянием.

Должны учитываться потребности человека, сосуществующие социальные, семейные, образовательные или профессиональные обстоятельства и физическое здоровье. Для детей особенно полезна оценка их родителей или лиц, осуществляющих уход и воспитание. Определении тяжести и вреда от поведенческих расстройств, воздействующих на самого ребенка и его родителей. Обязательно должны учитываться потребности пациента и лиц его окружающих.

При подозрении на гипердинамический синдром необходимо исключить:

  • Ряд условий, таких как заболевания щитовидной железы, беспокойство, депрессия и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.
  • Применение стероидов, антигистаминных, противосудорожных препаратов, бета-агонистов, кофеина, никотина.

Гипердинамический синдром — лечение

Фармакологические средства для детей назначают в случае наличия тяжелых и стойких симптомов гипердинамического синдрома, когда диагноз был подтвержден специалистом. Детей с умеренными симптомами можно лечить с помощью стимуляторов ЦНС, если психологические вмешательства оказались безуспешными или недоступными. Лечение часто необходимо продолжать в подростковом возрасте, и, возможно, потребуется продолжение терапии в зрелом возрасте.

Медикаментозное лечение синдрома должно быть частью комплексной программы лечения. Пульс, артериальное давление, психиатрические симптомы, аппетит, вес и рост должны быть зафиксированы в начале терапии, и указываться после каждой регулировки дозы, и через каждые шесть месяцев лечения.

Использование препаратов, как правило, не рекомендуется для детей дошкольного возраста, для которых программы психологической поддержки являются способами терапии первого ряда. У детей школьного возраста с тяжелыми признаками гипердинамического синдрома, медикаментозное лечение является основным методом терапии. Немаловажно участие родителей в поддержании лечения.

Детский психолог

Все о детской и подростковой психологии

Гипердинамический синдром

Гипердинамический синдром — проявление минимальной мозговой дисфункции. Гипердинамический синдром выражается в дефиците внимания и гиперактивности, и диагностируется, по разным данным, у каждогоребенка. У мальчиков такое расстройство встречается в 5-6 раз чаще, чем у девочек.

Отчего он возникает? Мозг ребенка в пренатальный период или после рождения подвергся какому-то травматическому воздействию, из-за чего часть нервных клеток мозга не функционирует. Сразу же после травмы другие клетки мозга берут на себя функции плохо функционирующих клеток, но этот процесс занимает длительное время. Полностью компенсация заканчивается только кгодам.

До этого возраста ребенок вынужден тратить энергию и на нормальный процесс развития, и на компенсацию минимальной мозговой дисфункции. Вот почему ему труднее концентрироваться и развиваться, чем детям без гипердинамического синдрома. Чем большему количеству стрессов подвергается ребенок, тем большей нагрузке подвергается его нервная система.

Гипердинамический ребенок выделяется среди сверстников чрезмерной бестолковой подвижностью. Обычно он отличается подвижностью уже с пеленок. Его нельзя оставить на пеленальном столе, он выпутывается из пеленок. Такой ребенок может кричать всю ночь, у него наблюдаются нарушения сна.

С гипердинамическими детьми часто случаются неприятные инциденты: они отовсюду падает, роняют на себя тяжелые предметы, опрокидывают на себя горячие кастрюли. Говорить они часто начинают раньше сверстников, но произносят слова так быстро, что они никому непонятны, так как не выговаривают половину звуков.

Дети с гипердинамическим синдромом не делают выводов из своих ошибок: упав с какого-то предмета, они могут завтра снова на него залезть. Им трудно сопротивляться искушению, даже если они знают по опыту, что все это плохо для них закончится. Они часто теряются, убегают от родителей, ведомые каким-то интересом.

Они часто выглядят для взрослых эгоистичными, потому что не считаются с другими людьми, однако нужно понимать, что оценка эмоционального состояния других людей — сложная задача, и у гипердинамических детей просто не хватает на это внимания. Чтобы помочь им в этом, нужно каждый раз говорить о том, что вы чувствуете и почему.

Люди, окружающие такого ребенка, почти всегда думают, что он может измениться, если как следует постарается и возьмет себя в руки. Но это не так. Гипердинамический ребенок часто старается сделать все правильно, но у него ничего не получается. От этого его самооценка падает, отчего его трудности только усугубляются. Чем больше такого ребенка ругают, тем в большем стрессе он живет, и тем хуже у него дела.

Из-за этого ребенок может смириться со своим статусом хулигана, попасть в дурную компанию, заниматься различными проделками или принимать наркотики. Или поверить в то, что он тупой и неправильный и перестать стараться что-либо делать, начать болеть и прогуливать школу.

Существует несколько подходов к лечению гиперактивности. Одни врачи настаивают на медикаментозном лечении (обычно прописываются ноотропил, пантогам, феназепам и диазепам). Другие понимают, что лекарственная терапия недостаточно эффективна и должна быть непрерывной (как только прекращается прием препаратов, симптомы возвращаются). Еще один способ лечения — биологическая обратная связь (следя за своей электроэнцефалограммой ребенок может изменять активность своего мозга).

Детская психотерапия является одним из способов лечения гипердинамического синдрома. Психолог может помочь ребенку повысить самооценку, поверить в свои силы (отчего стресс снижается, и сил на изменение поведения остается больше), освоить недостающие навыки в общении и развиваться в своем темпе, в атмосфере принятия, а не критики.

Что такое гипердинамический синдром?

Данная группа поведенческих и эмоциональных расстройств начинается обычно в очень раннем возрасте и характеризуется сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства в выполнении поставленных задач.

Как вести себя с таким ребенком?

— Я терпеть не могу, когда грязные ботинки стоят на тумбочке. У меня руки опускаются и не хочется делать ничего хорошего.

— Ты грязнуля и неряха, я терпеть тебя не могу. И ничего хорошего можешь от меня не ждать.

— Возможно, Коля обиделся потому, что ты.

— Если ты сейчас поступишь именно таким образом, то в следующий раз.

— Вот этот путь разрешения ситуации оказался явно удачней предыдущих, так как привел к. — —

— Вероятно, в сходных обстоятельствах всегда имеет смысл поступать именно так.

«Да» и «нет» не говорите,

Черного и белого — не называйте,

О красном — не вспоминайте!

Вы поедете на бал.

Чего можно ожидать в будущем?

— В школе еще надо писать и математика. Математику я буду делать под папиной кроватью, а писать — за фикусом. Только пусть мне мама прописи купит, как у Иры, с Микки-Маусом.

Этот страшный диагноз — гипердинамический синдром

Синицына Наталья Александровна

Этот страшный диагноз — гипердинамический синдром

В наше время достаточно многие дети поступают в ДОО с таким диагнозом как «гиперактивный» ребенок или ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью — СДВГ. Давайте разберемся, что он означает. Слово «гипер» — с греческого означает превышение нормы. А слово «активный» в переводе с латинского — деятельный, действенный. Все вместе — активный выше нормы.

Эти дети чрезмерно подвижны. В младенческом возрасте, такого ребенка нельзя оставить на пеленальном столе или на диване даже на минуту стоит только отвернуться или чуть зазеваться, как он обязательно как-нибудь извернется и упадет на пол. Достаточно часто у гипердинамических детей наблюдаются нарушения сна, такие как: отсутствие сна всю ночь или бодрствование с трех ночи до восьми утра, а затем сон до шести вечера, сон не больше двух часов с частыми пробуждениями и короткими, но через чур активными периодами активности. Причем все описанные сложности могут наблюдаться в разное время у одного и того же младенца. Манипуляции с игрушками хаотические и кратковременные. Ребенок не способен сосредоточить внимание ни на одной из них. Моторно такой младенец развивается в соответствии с возрастными показателями, а иногда даже опережая их. По мере взросления эти дети доставляют родителям массу проблем в течение дня от них нельзя отвернуться, они все время куда-то залезают, что-то вытаскивают, что-то на себя роняют, проливают, бьют. В следствие чего получают многочисленные травмы, ожоги, порезы, чем пугают своих ближайших родственников.

По мере взросления и посещения ДОО появляются следующие проблемы. На этих детей жалуются как педагоги, так и родители детей находящихся в одной группе с такими детьми. Как правило родители слышат от педагогов упреки: «Он всем мешает, ребенок не воспитан, вскакивает все время, бегает, дергает других детей». Да и сами родители если присутствуют на занятиях могут наблюдать такие проявления ребенка. Дети возбудимы, активны в движениях и высказываниях даже если их не спрашивают. Причем высказывания совершенно не соотносятся с темой которую предложил педагог. Выполняют не те задания, которые задают, а то, что им хочется и кажется интересным в данное время. На замечания не реагируют, не слушают перебивают педагога. Никакие попытки вразумления на гипердинамических детей, как правило, не действуют. У них все нормально с памятью и пониманием речи. Просто они не могут удержаться от выполнения того или иного сиюминутного желания. Гипердинамические дети с самого начала не ходят, а бегают. Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги на ногу или подпрыгивают на месте. Чувства таких детей достаточно поверхностны, лишены объема и глубины. Но есть и положительные стороны, эти дети очень любят подвижные игры, занятия физкультурой, танцы. Многие из них имеют хороший музыкальный слух, точно и правильно повторяют ритм. Это безудержные фантазеры и выдумщики, у них всегда готов неординарный ответ на любой вопрос, который вы зададите.

Из бесед с родителями в большинстве случаев выясняется, что у всех детей в медицинских карточках имеются такие диагнозы как: Энцефалопатия, ММД, гипердинамический синдром, у некоторых ППЦНС. На вопрос, как вы лечились, что предпринимали?

Как правило родители отвечают одинаково: «Невропатолог сказала, что ничего страшного». «Мы год пили какие — то таблетки, потом я увидела он или она вылечилась, мы перестали». «Я вообще против всяких лекарств, у нас в семье никто не пьет лекарства». «Мы ходили на массаж и нам сняли этот диагноз через год».

Так же можно услышать следующий ответ. – Время прошло мы никуда не ходили, все вроде само прошло. Да и врач ничего не говорил.

А дальше следует вопрос: -А что это как то связано?

Уважаемые родители это обращение именно к Вам умным, образованным, любящим и заботливым. Это Ваши дети, ваши малыши и все, что касается их здоровья лежит полностью только на Ваших плечах. Если Ваш малыш заболеет простудой, а врач назначит ему пурген, Вы же не будите выполнять рекомендации врача, так как здравомыслящие люди поймете, что данный медицинский работник не квалифицированный специалист. (извините за утрированный пример). Так почему же Вы не задумываетесь и не пытаетесь разобраться в этих диагнозах. Все это пишется не только для врачей, но и для вас и именно Вы должны волноваться и задумываться, что это и чем это грозит в дальнейшем развитии. Спрашивайте врачей обо всех написанных ими заключениях, консультируйтесь с другими специалистами, ищите информацию в интернете, книгах, журналах. Так как эти непонятные для Вас слова таят много трудностей в дальнейшем развитии ребенка, необходимость определенного подхода, правильное и своевременное лечение. И соответственно вовремя предпринятые меры будут способствовать предотвращению или сглаживанию побочных эффектов и вторичных нарушений.

Давайте разберёмся в этих диагнозах. Не буду углубляться в научную терминологию, а попытаюсь разъяснить все доходчивым языком, понятным как для мам и пап, так и для пожилых людей наших уважаемых бабушек и дедушек.

ППЦНС Перинатальное поражение центральной нервной системы- это диагноз, который подразумевает нарушение функций работы в головном мозге плода. Перинатальное поражение ЦНС у новорожденных, проявляется нарушениями в работе двигательного аппарата, нарушением речи и психики.

Интересный факт! С развитием медицины, перестали данный диагноз употреблять для детей старше одного месяца. По истечении месяца врач должен поставить точный диагноз ребенку. Именно в этот период невролог с точностью определяет, насколько сильно повреждена нервная система. Назначает лечение и следит за тем, чтобы оно было подобрано правильно.

Одним из наиболее опасных и тяжелых синдромов при ППЦНС является судорожный, именно он является одним из наиболее серьезных проявлений при перинатальном поражении ЦНС. Кроме того, любая внимательная мать может заметить отклонения в состоянии здоровья у своего ребенка намного быстрее, чем врач невропатолог, хотя бы потому, что она наблюдает за ним круглосуточно и не один день. Среди специалистов бытует мнение о том, что в случае, если была поражена центральная нервная система плода, то полностью восстановлена она быть не может. Но неврологи-практики утверждают обратное. Они говорят о том, что если правильно лечить заболевание, то можно добиться частичного или полного восстановления функций нервной системы.

Энцефалопатия (синонимы — ПЭП, пренаталъиая энцефалопатия)«сборный» диагноз. В буквальном смысле означает «повреждение мозга». Ставится невропатологом. Если его ставят ребенку до года, значит, невропатолог полагает, что у ребенка имеются те или иные нарушения в работе центральной нервной системы, скорее всего обусловленные полученной им травмой. Травма эта могла быть получена до родов, во время родов и в периоде раннего младенчества. Большая часть энцефалопатии самостоятельно компенсируется без всякого медицинского вмешательства. Часть требует медикаментозного и физиотерапевтического лечения и к окончанию первого года жизни ребенка тоже компенсируется. Но у большинства детей нарушения сохраняются, и тогда к пяти-шести годам врачи ставят диагноз ММД.

ММД — минимальная мозговая дисфункция возникающая в результате поражения головного мозга, что ведет к: трудностям в обучении в школе, трудностям с контролированием собственной активности и поведения в целом. В эту категорию рекомендовано относить детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, но с нормальным интеллектом и легкими неврологическими нарушениями, которые не выявляются при стандартном неврологическом обследовании, или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций.

И наконец, то, что нас, собственно, и интересует. Гипердинамический синдром (синонимы — гиперкинетический синдром, гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания) —выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Это означает, что мозг ребенка получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не работает и здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции поврежденных, то есть сразу же начинается процесс восстановления. Одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка. Он учится сидеть, ходить, говорить и т. д. И на процесс восстановления, и на процесс нормального возрастного развития нужна энергия. Следовательно, с самого начала нервная система нашего ребенка с гипердинамическим синдромом работает с двойной нагрузкой. При возникновении стрессовых ситуаций, длительного напряжения или после соматических заболеваний у гипердинамического ребенка может наступать ухудшение неврологического состояния, усиливаться нарушения поведения и проблемы с обучением. В нервной системе есть два основных процесса — возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у нашего ребенка трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

Существует несколько современных методик терапии синдрома гиперактивности с дефицитом внимания у детей:

— нейропсихологические методики рассчитаны на длительное время, которые направлены на устранении патологических связей головного мозга, тем самым построении новых, позволяющих нервной системе работать более эффективно связей

— лекарственная терапия при синдроме гиперактивности с дефицитом внимания заключается в применении антидепрессантов, психостимуляторов. Обычно используется тогда, когда когнитивные функции не удается восстановить иными способами; у детей применение этих препаратов достаточно опасно с возможностью увеличения шансов наркотических пристрастий.

— стимуляция мозга, очень перспективное, наиболее эффективное направление терапии у детей, если поставлен диагноз синдром гиперактивности с дефицитом внимания, способно изменять функциональное состояние нейронов, связей между клетками мозга напрямую. Преимущество так же то, что при использовании опытным специалистом, мониторинге биоэлектрической активности мозга, практически не имеет побочных эффектов, Коррекция происходит при помощи зрительной, слуховой, транскраниальной магнитной стимуляции, Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Более подробней мы остановимся на семейной психотерапии.

В первую очередь гипердинамическому ребенку нужен жесткий режим дня. Если каждый день в 8 часов вечера вы начинаете подготавливать ребенка ко сну легкий ужин, чтение книги, душ и затем постель без вариантов, только спать, и никаких исключений (один раз можно и попозже, пришли гости или интересное кино, то постепенно мозг ребенка вырабатывает что-то вроде условного рефлекса, возбуждение в мозговой деятельности постепенно гасится и ребенок привыкнув к этому станет засыпать быстрее и легче. Также желательно, чтобы в вечернее время перед подготовкой ко сну у ребенка не вызывать «двигательных бурь»-разрядок. Гипердинамическому ребенку нужен устойчивый, правильно и постоянно организованный домашний микромир.

Второй существенной проблемой гипердинамического ребенка является его низкая способность к концентрации внимания. Для начала можно разрешить ребенку присутствовать на занятиях, сидя в уголке или даже стоя в дверях. Время от времени его можно призывать попробовать выполнить какое-то задание вместе со всеми. Гипердинамические дети на самом то деле хотят во всем этом участвовать. Просто они не слишком уверены в себе. Если ребенок почувствует, что даже его неудача не вызывает отторжения и никто не собирается его «насильно» заставлять, он будет пробовать снова и снова, именно тогда и именно то, в чем он наиболее уверен и что у него лучше получается.

Также если вы решили отдать ребенка в группу подготовки к дошкольному обучению, мы рекомендуем возрастные рамки не раньше шести лет. А лучше всего если это будет организовано в игровой обстановке, где во время занятия дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т. д. Если проявления гипердинамического синдрома очень сильны, то до шести лет можно обойтись без дополнительных обучающих занятий, ограничившись тем, что дают в садике. Многие подкованные в современных подходах образования родители станут возражать мне, а как же раннее развитие? Да конечно его никто не отменял, только помните, что раннее развитие должно быть всесторонним и адекватным. Не стоит сравнивать своего ребенка с соседским который в этом возрасте уже считает и читает, а следовательно и мой должен. Ваши дети особенные и подход к ним должен быть соответствующий, принимайте его таким какой он есть и помогайте ему, а не вредите в погоне за своими амбициями.

Чтобы было понятней почему это важно попытаюсь объяснить подробнее. В возрасте от рождения до трех лет ребенок быстро поглощает информацию дети растут и созревают быстрее, чем думают родители. В первые три года жизни у человека действует преимущественно правое полушарие мозга. Поэтому в этот период важно регулярно стимулировать развитие всех пяти чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Развить эти чувства позднее окажется невероятно трудной задачей. Важно в первые годы жизни ребенка развивать правое полушарие мозга, потому, что к трем годам левое полушарие станет доминирующим. Целью образования не должны быть знания, которые «вталкиваются» в ребенка, не надо форсировать развитие левого полушария мозга, давая задачки на логику и энциклопедические знания малышам до 3 лет в норме, а в нашем случае до 5 лет. Главное — создать такие условия, при которых мозг ребенка мог бы развиваться максимально, чтобы полушария мозга работали синхронно. Правое полушарие отвечает за (синтетическое, художественное, то есть формироваться первая целостная картина мира, а его загружают совершенно ненужными ему в тот момент знаковыми системами (буквы, цифры, стимулируя тем самым левое (аналитическое, логическое) полушарие, на работе которого и так построена вся система школьного образования.

Когда приходит время готовить гиподинамического ребенка к школе, то для него также необходимы курсы по подготовке. И как сейчас принято говорить нужно выбирать не школу, а идти на учителя. Желательно, чтобы вела курсы по подготовке та же учительница, которая будет ребенка в дальнейшем. Очень важно для таких детей учителя спокойные даже где то флегматичные по темпераменту. Избегайте учителей про которых известно, что они фанатки чистописания и все дети у них «ходят по струночке», педагогически прогрессивных и холеричных по темпераменту. И самое главное родителям стоит честно и открыто проинформировать данного учителя о проблемах Вашего ребенка, заранее настроив его на сотрудничество с вами.

Необходимо отметить, что эти дети как уже упоминалось выше, не умеют координировать свое поведение, не считаются с потребностями других людей. Они не желают не огорчать, не радовать потому, что просто не в состоянии. Их нужно этому учить, а гипердинамических детей в особенности. потому что-то делая не так ребенок попросту не успевает заметить, что другие люди по этому поводу почувствовали, как отреагировали. Поэтому их следует информировать о том, что Вы чувствуете, очень коротко, четко и обязательно от первого лица. Например: — Это мне не нравится. Меня ужасно раздражает, когда. Папа не любит, если. Бабушка будет очень рада, если ты.

Ну и конечно же самое главное следует направить избыточную энергию вашего малыша в нужное русло. Только Вы как никто другой знаете своего ребенка внимательно приглядитесь и решите в каких областях позитивной деятельности он может быть успешен. Это должно быть что-то связанное с движением и физической активностью.

Наиболее полная схема психологической коррекции при помощи игр и упражнений описана в книгах: И. П. Брязгунова и Е. В. Касатиковой «Непоседливый ребенок».

Что нельзя делать родителям и педагогам:

— постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;

— унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;

— постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;

— запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;

— давать слишком сложные задания;

— требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;

— выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;

— приучать к мысли, что главная задача — не изменить поведение, а получить за послушание награду;

— применять методы физического воздействия при непослушании.

— следует неукоснительно отделять поступки ребенка от его личности. Поступки и проступки могут осуждаться, личность — безусловно принимается.

Хочется закончить эту статью словами из книги «Дети-тюфяки и дети-катастрофы» автор Екатерина Мурашова.

«Выбирайте, не ленитесь посоветоваться еще с одним специалистом или

собственным здравым смыслом. Помните, что, воспитывая гипердинамического ребенка, последовательно и категорически необходимо следовать лишь двум советам:

1. Принимать ребенка таким, какой он есть сейчас.

2. Иметь позитивный настрой на будущее: как бы ни было тяжело теперь, мы вместе, и потому — обязательно прорвемся!

Список использованной литературы

1. Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2011.

2. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008.

3. Депутат И. С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.

4. Лютова Е. К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр «Сфера», 2010.

5. Токарь О. В. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб. -метод. пособие. М.: Флинта, 2009.

«Этот День Победы!» (фотоотчет) Цель: донести до детей значимость праздника «День Победы», что весь период Великой Отечественной войны был страшным, тяжелыми полным потерь.

Детский мастер-класс «Совсем не страшный серый волк». Работа с природным материалом Материал для выполнения мастер – класса: засушенные листочки разных пород деревьев, ножницы, клеевой карандаш. Обычно мы в нашей.

Консультация для педагогов «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) СДВГ Состояние человека с симптомами импульсивности и стабильной невнимательности, называется синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» Данная консультация может быть использована в форме беседы психолога с родителями, раздаточного материала при проведении родительского собрания,.

Лэпбук «Этот загадочный космос» Космос — загадочный, невероятный, заманчивый. Все мы с детства мечтали побывать там. Отправляемся в заманчивое путешествие вместе с нашим.

Синдром профессионального выгорания Профессиональное выгорание Подготовила педагог-психолог Ващенко И. С. Процесс выгорания разворачивается постепенно и проходит несколько стадий:.

1 год ago

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *